Повесть Н.В.Гоголя «Портрет» впервые была опубликована в сборнике «Арабески» в 1835 году.
Ободренный успехом «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголь собрал статьи по искусству
(«Живопись, скульптура и музыка», «Несколько слов о Пушкине», «Об архитектуре нынешнего
времени»), лекции и статьи по истории и размышления об исторических лицах и напечатал их
вместе с повестью «Портрет», надеясь в предисловии на великодушие читателя: «Признаюсь,
некоторых пьес я бы, может быть, не допустил вовсе в это собрание, если бы издавал его
годом прежде, когда я был более строг к своим старым трудам. Но, вместо того, чтобы строго
судить прошедшее, гораздо лучше быть неумолимым к своим занятиям настоящим. Истреблять
прежде написанные нами, кажется, так же несправедливо, как позабыть минувшие дни своей
юности. Притом, если сочинение заключает в себе две, три еще не сказанные истины, то уже
автор не вправе скрывать его от читателя, и за две, три верные мысли можно простить
несовершенство целого».
Вероятно уже в предисловии вы почувствовали наставительный тон Гоголя, его желание поучать
и бережное внимание к собственной личности, столь отличающие его от Пушкина. Впрочем,
успех «Пиковой дамы», может быть, побудил Гоголя рассказать историю о человеке, которого
погубила жажда золота. Ведь «Портрет» был написан именно в 1834 году, когда все толковали
о повести Пушкина. Гоголь рассматривает жизнь современного художника на фоне истории и
искусства. Эта рама повести «Портрет» очень важна для того, чтобы понять, как писатель
разделяет суету и вечность, как ищет истинный смысл человеческой жизни и определяет
назначение искусства.
После выхода «Арабесок» один из самых значительных критиков того времени, 30-40х годов
ХIХ века, В.Г.Белинский неодобрительно отозвался о повести «Портрет»: «Портрет есть
неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в
самом падении остается талантом. Первой части этой повести невозможно читать без
увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом
таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно
смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество юмористических картин
и очерков во вкусе г. Гоголя; вспомните квартального надзирателя, рассуждающего о живописи;
потом эту мать, которая привела к Черткову свою дочь, чтобы снять с нее портрет, и которая
бранит балы и восхищается природою - и вы не откажете в достоинстве и этой повести. Но
вторая ее часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная
приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия».
Уехав из России после скандала, связанного с премьерой «Ревизора», Гоголь находит
пристанище в Италии. Он живет в Риме, окруженный великими произведениями искусства разных
времен и современными русскими художниками, которые, закончив петербургскую Академию
художеств с медалью, получали пенсию для совершенствования своего искусства в Италии и
потому звались пенсионерами. В кругу русских художников Гоголя особенно привлекал
Александр Иванов, который писал картину «Явление Христа народу», делая множество этюдов с
натуры, бесконечно меняя позы героев своей картины и цвет, озаряющий их и природу.
Критика В.Г.Белинского и неустанная работа А.Иванова побудили Гоголя пересмотреть свое
отношение к повести «Портрет» и переделать ее. К 1841 году эта работа Гоголем была
закончена. Изменилась фамилия главного героя: раньше его звали Чертков, что подчеркивало
связь с нечистой силой. Гоголь исключил из повести сцены мистических, необъяснимых
появлений портрета и заказчиков. Прояснился слог повести, были развернуты реалистические
характеристики второстепенных персонажей: Никиты, профессора, хозяина дома, квартального,
дам-заказчиц. В первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна. Во
второй редакции исчезает портрет, который опять пошел гулять по свету. Как меняют эти
изменения смысл повести? Прочтите ее.
Вопросы и задания после чтения повести.
1. Чем встревожила вас повесть Гоголя «Портрет»?
2. Как Гоголь относится к аристократам, купцам, простолюдинам?
3. Каков облик Чарткова в его каморке на Васильевском острове и в аппартаментах на Невском проспекте?
4. Представьте себе Чарткова в момент, когда он дорисовывает Психею и когда он уничтожает полотна талантливых художников.
5. Как бы вы назвали первую и вторую части повести? Прав ли В.Г.Белинский, говоря, что вторая часть - «приделка, которая решительно ничего не стоит»?
6. В чем смысл эпитета и сравнения : В нем (свертке - В.М.) были червонцы, все до одного новые, жаркие, как огонь»?
7. Что губит и что спасает талант художника?
Вопросы для анализа повести.
Часть 1.
1. Чем недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукином дворе?
2. Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный?
3. Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения Чарткова домой?
4. Зачем так подробно описана комната Чарткова?
5. Были ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем?
6. Почему купленный портрет тревожит Чарткова и не кажется ему произведением высокого искусства?
7. Какие свойства Чарткова говорят о таланте художника?
8. Чем сон Чарткова с явлением старика и золота похож на видение Германна и в чем они отличны?
9. Какой рассказ Чехова напоминает вам разговор хозяина с Чартковым?
10. Какое искусство нарвится простому народу, судя по лавке на Щукином рынке и рассуждениям квартального и хозяина? Почему Гоголь иронизирует над любителями парадного искусства?
11. Прав ли Чартков, когда думает, что портрет имеет «тайную связь с его судьбой»?
12. Какие возможности дает Чарткову неожиданно раскрытый клад, и как он его использует?
13. Почему богатство возбуждает в Чарткове желанье славы?
14. Почему мы узнаем имя и отчество Чарткова из газетной заметки?
15. Над чем смеется Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери?
16. Почему работа над портретом «завлекла» Чарткова Что и почему ложно в портрете аристократической девушки?
17. Почему Чартков вернулся к этюду Психеи?
18. Чем смешны претензии заказчиков?
19. Почему в портретах, которые рисует Чартков, сходство уступает благообразию?
20. Сравните облик Чарткова и обстановку его дома на Васильевском острове и на Невском проспекте. Как изменился он сам и его отношение к искусству и великим художникам?
21. Почему «Золото сделалось...страстью, идеалом, страхом, целью» Чарткова?
22. Чем отличается русский художник , усовершенствовавшийся в Италии, от Чарткова? Как вы думаете, о каком художнике и какой картине идет речь?
23. «Какая неизмеримая пропасть существует между созжанием и простой копией с природы», между подлинным искусством и ремеслом?
24. Почему потрясение от совершенной картины в Чарткове превращается в «зависть и бешенство», почему он уничтожает талантливые произведения искусства?
25. Отчего Чартков впал в «безнадежное сумасшествие» и умер.
Часть 2.
1. Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной профессией?
2. Почему ростовщики необходимы «осадку человечества», поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие?
3. Чем странен ростовщик, с которого писался портрет?
4. Какие перемены происходят в людях, которые связываеют себя с ростовщиком?
5. Зачем ужасный ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать?
6. Какие несчастья принес художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны?
7. Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными? Вчем связь этих советов с Нагорной проповедью Христа?
8. В чем значение искусства и почему «талант ... чище всех всех должен быть душою»? В чем отличие мысли Гоголя от слов пушкинского Моцарта: «Гений и злодейство - две вещи несовместные»?
9. Почему художник завещает сыну истребить портрет ростовщика и отчего этого сделать не удается?
Композиция и смысл повести Н.В.Гоголя «Портрет».
Гоголь назвал свою повесть «Портрет». Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль
в судьбе его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или
потому, что автор хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который
гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры?
Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и
благополучия и очистить душу высоким служением искусству?
Наверное, есть в этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и
эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство.
Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х
годов Х1Х века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе
в человеческой душе.
Художника Чарткова поначалу мы встречаем в тот момент его жизни, когда он с юношеской
пылкостью любит высоту гения Рафаэля, Микеланджело, Корреджио и презирает ремесленные
подделки, заменяющие искусство обывателю. Увидев в лавке странный портрет старика с
пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не
отнимает у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими
этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр и
обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». Он отвергает художников, у которых «самая
природа... кажется низкою, грязною», так что «нет в ней чего-то озаряющего». Чартков, по
признанию его учителя в живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к удовольствиям
житейским, суете. Но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову
возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием, богатство и
слава, а не искусство становятся его кумиром. Своим успехом Чартков обязан тем, что рисуя
портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на
бескорыстное произведение таланта - рисунок Психеи, где слышалась мечта об идеальном
существе. Но идеал был не живым и, только соединившись со впечатлениями реальной жизни,
стал притягателен, а реальная жизнь обрела значительность идеала. Однако Чартков солгал,
придав незначительной девице облик Психеи. Польстив ради успеха, он изменил чистоте
искусства. И талант стал покидать Чарткова, изменил ему. «Кто заключил в себе талант,
тот чище всех должен быть душою», - говорит отец сыну во второй части повести. Эти слова
почти дословно повторяют слова Моцарта в пушкинской трагедии: «Гений и злодейство - две
вещи несовместные». Но для Пушкина добро - в природе гениальности. Гоголь же пишет
повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла и губит себя и талант
ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. Талант, не реализованный в подлинном искусстве,
талант, расставшийся с добром, становится разрушителен для личности.
Чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее
многоцветности, изменчивости, трепете. Его портреты утешают заказчиков, но не живут, они
не раскрывают, а закрывают личность, натуру. И несмотря на славу модного живописца, Чартков
чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству. Замечательная
картина художника, усовершенствовавшегося в Италии, вызвала в Чарткове потрясение.
Вероятно, в восхищенном контуре этой картины Гоголь дает обобщенный образ знаменитого
полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи», прямой отзыв о которой помещен как статья
во второй части сборника «Арабески».
Но потрясение, испытанное Чартковым от прекрасной картины не пробуждает его к новой жизни,
потому что для этого надо было отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе
зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство,
скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к
сумасшествию и смерти.
Что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед соблазнами или
мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло
мира? Гоголь двойственно отвечал на этот вопрос. Реальное объяснение судьбы Чарткова столь
же возможно, как и мистическое. Сон, приводящий Чарткова к золоту, может быть и
осуществлением его подсознательных желаний, и агрессией нечистой силы, которая поминается
всякий раз, как речь заходит о портрете ростовщика. Слова «черт», «дьявол», «тьма», «бес»
оказываются в повести речевой рамой портрета.
Пушкин в «Пиковой даме» по существу опровергает мистическое истолкование событий, Гоголь
не отрицает его.
Повесть, написанная Гоголем в год появления и всеобщего успеха «Пиковой дамы» является
ответом и возражением Пушкину. Зло задевает не только подверженного соблазнам успеха
Чарткова, но и отца художника Б., который писал портрет ростовщика, похожего на дьявола
и самого ставшего нечистой силой. И «твердый характер, честный прямой человек», написав
портрет зла, чувствует «тревогу непостижимую», отвращение к жизни и зависть к успехам
талантливых своих учеников.
Художник, прикоснувшийся ко злу, написавший глаза ростовщика, которые «глядели демонски-сокрушительно»,
уже не может писать добро, кистью его водит «нечистое чувство», и в картине,
предназначенной для храма «нет святости в лицах».
Все люди, связанные с ростовщиком в реальной жизни гибнут, изменив лучшим свойствам своей
натуры. Художник, который воспроизвел зло, расширил его влияние. Портрет ростовщика
отнимает у людей радость жизни и пробуждает «тоску такую ... точно как будто бы хотел
зарезать кого-то» Характерно стилистически это сочетание «точно как будто бы...»
Разумеется «точно» употреблено в смысле «как», чтобы избежать тавтологии. Вместе с тем,
сочетание «точно» и «как будто бы» передает свойственную Гоголю манеру детализированного
реалистического описания и призрачности, фантастического смысла событий. Манера эта
подсмотрена у Пушкина. Вспомним описание видения Германна в У главе «Пиковой дамы»: «Он
проснулся уже ночью: луна озаряла его комнату. Он взглянул на часы: было без четверти
три. Сон у него прошел; он сел на кровати и думал о похоронах графини... Чрез минуту
услышал он, что отпирали дверь в соседней комнате. Германн думал, что денщик его, пьяный
по своему обыкновению, возвращался с ночной прогулки. Но он услышал незнакомую
походку: кто-то ходил, тихо шаркая туфлями. Германн принял ее за свою старую кормилицу и
удивился, что могло привести ее в такую пору. Но белая женщина, скользнув, очутилась вдруг
перед ним, - и Германн узнал графиню». Отчетливость бытового сознания Германна как будто
не исключает возможность видения, однако призрак появляется и говорит. Сам призрак дан
стилистически в той же противоречивости: «скользнув» и «шаркая туфлями».
У Пушкина в видении Германна обнаружен отрыв души от реального существования человека.
У Гоголя сцену тревожного и странного сна Чарткова озаряет, как у Пушкина, луна, «богиня
тайн», как она названа на страницах «Евгения Онегина»: «Свет ли месяца, несущий с собой
бред мечты и облекающий все в иные образы, противоположные положительному дню, или что
другое было причиною тому, только ему сделалось вдруг, неизвестно отчего, страшно сидеть
одному в комнате». Гоголь разъясняет читателю, что несет с собой свет луны. Вместо
определенной ясности пушкинских фраз, синтаксически скупых и точных, появляется качание,
созданное обилием причастных оборотов, вводных конструкций, безличных предложений.
Конкретность описания действий, как у Пушкина, сохраняется, но она подчинена более
откровенному раскрытию чувств героя: «По комнате раздался стук шагов, который, наконец,
становился ближе и ближе к ширмам. Сердце стало сильнее колотиться у бедного художника.
С занявшимся от страха дыханьем он ожидал, что вот-вот глянет к нему за ширмы старик».
Гоголь пишет сон, который похож на быль настолько, что Чарткову кажется, что он
просыпается , но потом оказывается, что он как бы проснулся, проснулся во сне.
Бесконечность этого сна, преследующего художника, носит характер наваждения. Пушкин в
видении Германна показывает, как таинственно в душе героя проступает совесть, перебиваемая
желанием выигрыша. Гоголь пишет сцену, открывающую читателю, как художником овладевает
зло.
Соседство первой и второй частей в «Портрете» Гоголя призвано убедить читателя в том,
что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы.
Художник, судьба которого прослежена во второй части, по высоте духа и манере работать
похож на Александра Иванова, с которым Гоголь так тесно сошелся в Риме и который рисовал
картину «Явление Христа народу», надеясь на пробуждение добра при свете подлинной
истины. Беспрестанно рисуя Гоголя, Иванов делал его то одним, то другим, то третьим
персонажем картины, но в конце концов определил ему место в фигуре ближайшего к Христу.
Однако местоположение не определяет духовной высоты фигуры. Напротив, явление подлинного
добра превращает «ближайшего» в тень, которая смущенно укрыта в плащ с капюшоном. Таков
был приговор, вынесенный Александром Ивановым Гоголю. Справедлив ли он?
Гоголь, действительно, в своих произведениях хочет взять на себя миссию библейского
пророка. Видя корысть, ничтожность, «земность» людей, писатель негодует и поучает.
Художник, отец рассказчика второй части Б., искупая зло, которое совершил он, написав
портрет ростовщика, уходит в монастырь, становится отшельником и достигает той высоты
духовной, которая позволяет ему написать рождество Иисуса. Но восхождение к добру,
требующее от человека суровых жертв, осознается в повести не как проявление, а
подавление натуры. Дьявол или бог царствуют, по Гоголю, в душе человека, натура которого
открыта и добру и злу. Недаром настоятель, пораженный «необыкновенной святостью фигур» в
картине рождества Иисуса, говорит художнику: «Нет, нельзя человеку с помощью одного
человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью
и благословенье небес почило на труде твоем». Инверсии и архаизмы, характерные для
церковной речи, свойственны не только настоятелю. Наставление, которое дает художник
двадцатилетнему сыну, ободренному радостной надеждой на путешествие в Италию, выдержано в
тонах «Нагорной проповеди» Христа и по стилю, и по смыслу: «Твой путь чист, не совратись
с него... Талант есть драгоценнейший дар бога - не погуби его».
Гимн искусству у Гоголя окрашен религиозно: «Намек о божественном, небесном заключен для
человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего... Все принеси ему в жертву и
возлюби его всей страстью, не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной
страстью: без нее не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков
успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание
искусства». Такова эстетическая программа Гоголя, окрашенная идеей религиозного служения
и утверждением художника как лица священного. Тяжеловесная торжественность стиля
Гоголя в этом поучении отца сыну оказывается пластическим выражением убеждения писателя
в том, что человек по натуре грешен, что мучительно и тяжело восхождение его по лестнице
чистилища. Как и в «Пиковой даме», в «Портрете» упомянут Данте. Государыня говорит,
что «Дант не мог найти угла в своей республиканской родине; что истинные гении возникают
во времена блеска и могущества государей и государств, а не во времена безобразных
политических явлений и терроризмов республиканских, которые доселе не подарили миру ни
одного поэта.»
Характерно, что для Пушкина важны мысли Данте о цельности души человеческой, не
способной вмещать «две неподвижные идеи», и преданность человека родине («горек чужой
хлеб...»). Для Гоголя более важной в Данте оказывается идея искупления греха очищением
и бесприютности художника на родине, если в ней не установлен твердый, монархический
порядок. Однако в реальной практике своих произведений Гоголь отступает от программы
своей. Повесть «Портрет» не несет успокоения, показывая, насколько все люди, независимо
от свойств своего характера и высоты убеждений, подвержены злу. Гоголь, переделав финал
повести, отнимает надежду на искоренение зла. В первой редакции облик ростовщика
таинственно испарялся с полотна, оставив чистым холст. В окончательном тексте повести
портрет ростовщика исчезает: зло опять пошло бродить по свету.
Вопросы и задания.
1. Что связывает повести Пушкина «Пиковая дама» и Гоголя «Портрет»?
2. В чем несходство отношения Пушкина и Гоголя к человеку?
3. Опровергает или подтверждает вторая часть «Портрета» мысль о всевластии зла?
4. Чем объясняется стилистическая разность произведений Пушкина и Гоголя ?
5. Рассмотрите репродукции с картин К.Брюллова «Последний день Помпеи» и А.Иванова
«Явление Христа народу». Что сближает и отличает эти полотна?
Автор: Маранцман В. Г., член-корр. РАО, д-р фил. наук, профессор