Обратно в библиотеку

А. П. Чехов. "Толстый и тонкий" в 5 классе.


1. Вступительное слово.

Крепостное право было отменено в 1861 г. Но исчезло ли рабство? За год до отмены крепостного права в России родился писатель, который так же как Тургенев, будет бороться с рабской психологией - но уже иного времени.
Антон Павлович Чехов (1860 - 1904) родился в Таганроге, на юге России. Город стоял на берегу теплого, прекрасного моря, но жизнь в нем была скучна и скудна. Мелкая суета составляла основу жизни обывателей. Богатые купцы презирали мелких лавочников, к которым принадлежал отец Чехова Павел Егорович. Лавка отца была для Чехова настоящим проклятием. "В детстве у меня не было детства", - говорил он. По воспоминаниям брата Александра, "Антону Павловичу приходилось с грустью и со слезами отказываться от всего того, что свойственно и даже настоятельно необходимо детскому возрасту, и проводить время в лавке, которая была ему ненавистна. В ней он, с грехом пополам, учил и недоучивал уроки, в ней переживал зимние морозы и коченел, в ней же тоскливо, как узник в четырех стенах, должен был проводить золотые дни гимназических каникул..." В лавке отца Чехов нередко сталкивался с проявлениями жестокости, порожденными скукой провинциальной жизни в городе, где "60 000 жителей занимаются только тем, что едят, пьют, плодятся, а других интересов никаких..."
И в гимназии, куда был отдан Чехов, зачастую проявлялась грубость и жестокость. Как вспоминает одноклассник Чехова, однажды произошло какое-то недоразумение с учителем словесности Мальцевым, и весь класс решил не подавать ему очередного сочинения. Один из учеников нарушил уговор и сочинение все-таки отдал. Возмущенный одноклассник ударил его по лицу, а Чехов, бывший свидетелем этой сцены, возмущенно воскликнул: "Это глупо, это дико!" Он был врагом всякого насилия, грубости, жестокости, и такая расправа не могла оставить его равнодушным, потому что человеческое достоинство было для Чехова превыше всего.
Став знаменитым писателем, в одном из писем Чехов советовал начинающему автору: "Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и Богу, и людям безо всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба, и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая".
Это Чехов говорил и о себе...

- Что такое "рабская кровь", а что такое кровь "настоящая, человеческая"?

- Читали ли вы рассказы Чехова? Смотрели экранизации, инсценировки его произведений?

2. Выявление читательских ожиданий.

Однажды Чехов задумал рассказ о том, как после долгих лет встретились случайно два бывших одноклассника. Один из них - мелкий, бедный чиновник. Другой - состоятельный человек, дослужившийся до большого чина.

- Чем могла закончиться такая встреча, как вы думаете?

Сперва Чехов хотел изобразить, как встречу омрачает то, что старший по чину, ставший начальником младшего, грубо обращается с ним, указывает ему его место на чиновничьей лестнице. Но потом совсем изменил сюжет...

3.Чтение учителем рассказа "Толстый и тонкий".

Послушайте рассказ и подумайте:
- Почему Чехов так существенно изменил сюжет рассказа? Как изменился от этого смысл рассказа? (Чтение вслух)

4.Выявление первоначального восприятия.

Вопросы:
- Какие моменты вызывали у вас смех? Какие еще чувства вы испытывали при чтении рассказа?
- Как автор относится к героям? Почему он называет их "толстый" и "тонкий"?
- На какие части можно разделить рассказ? Почему? Где происходит перелом?
- Как меняется речь тонкого (лексика)? Как меняются интонации? [прочитать выразительно]
- Как меняется смех тонкого? Какое это имеет значение?
- Почему дважды повторяются слова "приятно ошеломлены"? Одинаков ли их смысл?
- Что испортило встречу друзей детства?
- Как характеризуют героев их детские прозвища?
- Как вы представляете себе жизнь тонкого?
- Что было бы, если бы герои "поменялись чинами"?

5.Выразительное чтение по ролям.

(Чтение)
Как получилось?

6.Подготовка к инсценированию.

- Как вы думаете, можно ли инсценировать этот рассказ? Снять по нему фильм? По-чему?
- Охарактеризуйте персонажей. Как они выглядят? Чем интересны их роли? Кто мог бы их сыграть?
- Охарактеризуйте место действия.
- Какие моменты трудно передать средствами театра? Что же делать?

7.Инсценирование рассказа с коллективным режиссерским комментарием.

8.Обсуждение.

Автор:
Шолпо И. Л., канд.пед.наук, доцент каф. метод. препод. рус. яз. и лит-ры РГПУ им. А.И.Герцена, Аничков Лицей, Санкт-Петербург

Карта сайта