1. Вступительное слово.
Крепостное право было отменено в 1861 г. Но исчезло ли рабство? За год до отмены
крепостного права в России родился писатель, который так же как Тургенев, будет
бороться с рабской психологией - но уже иного времени.
Антон Павлович Чехов (1860 - 1904) родился в Таганроге, на юге России. Город стоял на
берегу теплого, прекрасного моря, но жизнь в нем была скучна и скудна. Мелкая суета
составляла основу жизни обывателей. Богатые купцы презирали мелких лавочников, к
которым принадлежал отец Чехова Павел Егорович. Лавка отца была для Чехова настоящим
проклятием. "В детстве у меня не было детства", - говорил он. По воспоминаниям брата
Александра, "Антону Павловичу приходилось с грустью и со слезами отказываться от всего
того, что свойственно и даже настоятельно необходимо детскому возрасту, и проводить
время в лавке, которая была ему ненавистна. В ней он, с грехом пополам, учил и недоучивал
уроки, в ней переживал зимние морозы и коченел, в ней же тоскливо, как узник в четырех
стенах, должен был проводить золотые дни гимназических каникул..." В лавке отца Чехов
нередко сталкивался с проявлениями жестокости, порожденными скукой провинциальной жизни
в городе, где "60 000 жителей занимаются только тем, что едят, пьют, плодятся, а других
интересов никаких..."
И в гимназии, куда был отдан Чехов, зачастую проявлялась грубость и жестокость.
Как вспоминает одноклассник Чехова, однажды произошло какое-то недоразумение с учителем
словесности Мальцевым, и весь класс решил не подавать ему очередного сочинения. Один
из учеников нарушил уговор и сочинение все-таки отдал. Возмущенный одноклассник ударил
его по лицу, а Чехов, бывший свидетелем этой сцены, возмущенно воскликнул:
"Это глупо, это дико!" Он был врагом всякого насилия, грубости, жестокости, и такая
расправа не могла оставить его равнодушным, потому что человеческое достоинство было
для Чехова превыше всего.
Став знаменитым писателем, в одном из писем Чехов советовал начинающему автору:
"Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник,
певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук,
поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный,
ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых
родственников, лицемеривший и Богу, и людям безо всякой надобности, только из
сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя
по каплям раба, и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах
течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая".
Это Чехов говорил и о себе...
- Что такое "рабская кровь", а что такое кровь "настоящая, человеческая"?
- Читали ли вы рассказы Чехова? Смотрели экранизации, инсценировки его произведений?
2. Выявление читательских ожиданий.
Однажды Чехов задумал рассказ о том, как после долгих лет встретились случайно два бывших
одноклассника. Один из них - мелкий, бедный чиновник. Другой - состоятельный человек,
дослужившийся до большого чина.
- Чем могла закончиться такая встреча, как вы думаете?
Сперва Чехов хотел изобразить, как встречу омрачает то, что старший по чину, ставший
начальником младшего, грубо обращается с ним, указывает ему его место на чиновничьей
лестнице. Но потом совсем изменил сюжет...
3.Чтение учителем рассказа "Толстый и тонкий".
Послушайте рассказ и подумайте:
- Почему Чехов так существенно изменил сюжет рассказа? Как изменился от этого
смысл рассказа?
(Чтение вслух)
4.Выявление первоначального восприятия.
Вопросы:
- Какие моменты вызывали у вас смех? Какие еще чувства вы испытывали при чтении рассказа?
- Как автор относится к героям? Почему он называет их "толстый" и "тонкий"?
- На какие части можно разделить рассказ? Почему? Где происходит перелом?
- Как меняется речь тонкого (лексика)? Как меняются интонации? [прочитать выразительно]
- Как меняется смех тонкого? Какое это имеет значение?
- Почему дважды повторяются слова "приятно ошеломлены"? Одинаков ли их смысл?
- Что испортило встречу друзей детства?
- Как характеризуют героев их детские прозвища?
- Как вы представляете себе жизнь тонкого?
- Что было бы, если бы герои "поменялись чинами"?
5.Выразительное чтение по ролям.
(Чтение)
Как получилось?
6.Подготовка к инсценированию.
- Как вы думаете, можно ли инсценировать этот рассказ? Снять по нему фильм? По-чему?
- Охарактеризуйте персонажей. Как они выглядят? Чем интересны их роли? Кто мог бы их сыграть?
- Охарактеризуйте место действия.
- Какие моменты трудно передать средствами театра? Что же делать?
7.Инсценирование рассказа с коллективным режиссерским комментарием.
8.Обсуждение.
Автор:
Шолпо И. Л.,
канд.пед.наук, доцент каф. метод. препод. рус. яз. и лит-ры РГПУ им. А.И.Герцена,
Аничков Лицей,
Санкт-Петербург